ПЕРЕВОЗКА ПЧЕЛ


Хороший резерв повышения продуктивности пчел в степной и лесостепной зонах Сибири-перевозка пчел к массивам естественных и посевных медоносов. Большие территории первоклассных медоносных угодий имеются в таежной зоне. С одной только желтой акации сильные семьи почти ежегодно собирают по 15-20 кг меда.

Полезно также вывозить пчел из тайги в степь к посевам гречихи, донника, подсолнечника и других медоносов, цветущих в августе, когда в тайге медосбора уже нет. Если в результате кочевки удается получить дополнительно 10-12 кг меда на семью, то все транспортные расходы и труд пчеловода, затраченный на перевозку, уже оправдываются.

Перевозить пчел можно на любом транспорте, но чаще всего их перевозят на автомобилях, позволяющих быстро перемещать ульи на большие расстояния.

Чтобы избежать обрыва сотов и запаривания пчел, заранее готовят ульи к перевозке. Тяжелые рамки со свежим незапечатанным медом на время перевозки из ульев убирают.

Если рамки не имеют постоянных разделителей, то их надежно закрепляют специальными разделительными брусочками толщиной 12 мм и длиной см. По два таких брусочка помещают в каждую улочку сверху, против боковых брусков, а затем все рамки сжимают деревянными рычагами или стамеской и крайнюю рамку закрепляют гвоздями или клиньями. 

В ульях сильных семей оставляют пустое пространство, куда пчелы выходят из гнезда во время перевозки. Для этого убирают из гнезда три-четыре рамки или ставят наверх пустой магазин. Поверх рамок или магазина рейками прибивают края незапрополисованного положка. В ульях наиболее сильных семей кладут наверх и закрепляют рамки, затянутые металлической сеткой. Если на ульях стоят вторые корпуса или магазины, то их закрепляют рейками с двух сторон.

Сложная и трудоемкая работа по подготовке пасеки к перевозке значительно облегчается, если рамки имеют постоянные разделители, а ульи и их части -стандартные размеры.

При перевозке пчел на очень большие расстояния и по плохим дорогам, когда пчел приходится везти днем в жаркую погоду, для вентиляции в крышках ульев с двух противоположных сторон делают прорези размером 5X30 см. Их зарешечивают металлической сеткой и закрывают деревянными втулками, которые во время перевозки убирают.

Пасека должна быть полностью подготовлена к перевозке заранее, чтобы на погрузку ульев тратить как можно меньше времени. Летки ульев закрывают, как только закончится лет пчел. Автомобили оборудуют бортовыми щитами. Если ульи специально не приспособлены к перевозке, то их перевозят без крышек, которые вместе с запасными ульями и инвентарем заранее грузят на отдельные машины. При плохой дороге ульи на машине ставят рамками поперек дороги, а при перевозке на большие расстояния по хорошей дороге - по направлению движения.

Грузить ульи лучше в два яруса, но на каждый нижний ряд кладут по две рейки или доски и прибивают их к ульям, затем сверху ставят второй ярус. Многокорпусные и 16-рамочные ульи с плоскими крышками ставят один на другой без прокладок. Ульи хорошо привязывают к бортам машины. При перевозке на 200-300 км в жаркую погоду на каждой машине устраивают навес из палатки, закрывая верх и бока ульев и оставляя от крытыми переднюю и заднюю стороны для продувания ветром. Ночью можно перевозить ульи с открытыми летками. В этом случае перед погрузкой ульев в леток пускают 5-10 струй дыма, а грузчики надевают плотные комбинезоны, сетки и рукавицы для защиты от ужалений. 

На месте, куда перевозится пасека, заранее набивают колышки или расставляют передвижные подставки для ульев. По прибытии ульи немедленно разгружают, расставляют по местам, накрывают крышками и открывают летки. Распаковывать ульи лучше через один-два дня, когда пчелы успокоятся. Если ульи перевезены на расстояние 5-6 км от пасеки, то, чтобы пчелы не улетели на старое место, к летку каждого улья ставят дощечки. Они препятствуют прямому вылету пчел и заставляют их сразу облетываться.

Труднее перевозить пчел обратно на пасеку после окончания медосбора, когда в ульях много тяжеловесных рамок с медом. Поэтому все тяжелые рамки, нужные для сборки гнезд на зиму, отбирают и увозят отдельно в корпусах или магазинах, которые снимают с ульев.

Для повышения медосбора, лучшего опыления сельскохозяйственных культур и снижения затрат труда на перевозку пчел в настоящее время планируется иметь пасеки на специальных передвижных платформах. Такие платформы на базе автоприцепов изготовлены на Новосибирской зональной плодово-ягодной опытной станции (В. П. Хмурович, Г. И. Харченко, А. Е. Сутуло). На платформе размещают 40 ульев 16-рамочных. В течение всего сезона они остаются на своих местах. Платформы с ульями перевозят несколько раз в сезон к цветущим медоносам. При этом исключаются затраты труда на погрузку, разгрузку и упаковку ульев. Чтобы не было слета пчел с одних семей и налета на другие, ульи окрашивают в разные цвета.

Оставить свой отзыв - мнение или совет:


   

Книги отцов - опыт дедов  

   

Поиск по библиотеке:  

   
© • Paseka.pp.ru 2010 - 2016 • Энциклопедия пчеловодства - Библиотека пчеловода - книги отцов - опыт дедов • [email protected]