Итак, мы приблизились к концу наших очерков, где стремились как можно роже покидать мир пчелиной семьи с ее заботами и взаимоотношениями с флорой. Мы поневоле часто обращались и к миру человека, через линзу восприятия которого и описывались герои нашей книги. Человек - это мера всех вещей, - говорили древнегреческие мудрецы, и, описывая один из наиболее поэтических уголков природы - пчел и цветущие растения, мы невольно мерили собою, своими мыслями и предмет нашего внимания. Однако, измеряя мир своими мыслями, человек реально меняет его своей деятельностью. Особенно он преуспел в этом в последние века.
Овладев веществом и создав фундамент своей цивилизации, человек необычайно упрочил свое положение среди других видов нашей планеты. Обретя силу и могущество, он тем не менее обнаружил, что они одни не решают всех его проблем. Более того, практика показала, что злоупотребление силой может ухудшить его положение: мир природы - един и любое сильное воздействие на нее рано или поздно возвращается бумерангом. Если это воздействие - тотальная борьба, бумеранг возвращается тотальным контрнаступлением. Свидетельство чему - натиск вредителей сельского хозяйства, реванш микроорганизмов, освоивших антибиотики, эрозия почвы за ее неумеренную распашку.
Человек отвоевал у природы ее и сферы, потеснил тысячи видов, заодно стерев многие из них вообще с лица нашей планеты, а теперь горестно скорбит о загрязненном и скудеющем мире, химиков и инженеров, саму цивилизацию, которую построил своими собственными руками.
Мир для человека сузился, потому что слишком расширился он. Дальше расширяться, используя прежние методы, стало опасно: человек слишком много замкнул на себе отрицательных связей. Предотвратить их действие, призвать к своей судьбе новую экологическую эру, эру разума, или ноосферу, как нарек ее провозвестник наш великий соотечественник академик В. И. Вернадский, можно лишь одним путем - не противопоставления себя природе, не постоянной борьбы с ней и не пассивной охраной, а активным сотрудничеством, способствующим эволюции и рождению наиболее прекрасных ее форм.
И природа не замедлит откликнуться, она сама нам метит вехи этого пути.
Все еще бродят по лесам и лугам дикие животные, опасаясь друг друга, нападая на слабого, не щадя заблудшегося и оступившегося, стремительно и безмерно размножаются фитофаги - вредители и паразиты созидающих растений, но зорко следят за ними их вечные контролеры - энтомофаги, и лишь насекомые, связавшие свою судьбу с эволюцией цветковых растений, словно бы выключены из этих антагонистических кругов. С каждым новым циклом бегущих лет они медленно, но неизменно, в сотворчестве с растениями украшают и разнообразят наш мир, наполняя его новыми красками и ароматами, очертаниями нежных от росной влаги и проглянувшего солнца цветов. Библиотека пчеловода.
Какой ненавязчивый и влекущий в будущее символ.
И еще более крепнет у человека убежденность в преодолении своих трудностей, когда он знакомится с миром удивительных созданий природы - медоносных пчел. Они, правда, очень малы по сравнению с человеком, и издаваемые ими звуки, позы, танцы пока мало понятны и различимы нами, но результаты их совместных трудов - совершенные постройки и продукты всегда заставляли человека задуматься и изумиться, унося его за пределы повседневных забот и беспокойств.
Стремителен бег науки, и все более полнится поток накапливаемых ею знаний. На этом фоне немалым и во многом еще загадочным островом выглядит жизнь крупнейших социальных комплексов нашей земли - сообществ муравьев, пчел и термитов. Давно миновав фазу социального взрыва, они достигли многого: выработали и отладили механизмы, направленные на сохранение единства и целостности их колоний, максимальную слаженность и эффективность в заготовке пищи, строительстве и обороне. Они создали разнообразные формы своего сельского хозяйства и владеют . многими тайнами управления наследственностью.
Лишь сравнительно недавно вступив на путь социального развития, человек может немало позаимствовать из опыта их жизни, даже, если не будет ставить себе более сложных и мучительных вопросов: есть ли у них формы разумной деятельности, кто управляет семьей, как наследуется приобретаемый опыт поведения?
Эти вопросы интересны и рано или поздно также будут решены человеком, но уже сейчас мы видим, что чудо пчелиной семьи и их собратьев по общественному труду - шмелей, ос, муравьев и термитов - все оно покоится на том едином, что свойственно им всем: коллективном труде, немедленной готовности каждой особи ответить на общественный стимул, полном отсутствии каких-либо эгоцентрических побуждений. Они бы могли только разрушить эти сообщества, и предпочитающие индивидуальный образ жизни так п остались бы одиночными пчелами, роющими свои глубокие норки вдали от праздничных п шумных пчелиных ульев.
Две такие разные формы организации а вот эволюция оставила на Земле их обе.
Человек уже многие века не только с радостью вкушает мед, но и со все большим внимапием присматривается к пеобычпой жизни нчелштоп семьи, стремясь со свойственной ему сметливостью и практичностью усмотреть полезное и, испытав его, применить затем в своей собственной.
Человек стремительно приближает то время, когда, познав законы природы и записав их в своих энциклопедиях, будет пользоваться ими как медицинскими атласами, превратившись в доброго эскулапа. Тогда гомо сапиенс сможет не только излечить любого из братьев меньших, но и остановить смертоносный бег пустыни, отвести разрушительную волну стихии, отремонтировать целый биоценоз или пейзаж, украсив п преобразив его творениями своего искусства и Природообразной техники.
Будем надеяться, а пока приложим все усилия к тому, чтобы сберечь пчелу - нашу союзницу по сельскохозяйственному производству, хранительницу цветоносной флоры п сладких символов от огрехов нашей цивилизации: промышленных отходов п ядохимикатов, неумеренного усердия в распашке неудобных земель п других проявлений нашей неосведомленности об окружающем нас мире. IT пусть эти заботы не запоздают, п каждое лето звенят нам пчелиные трассы, не давая погаснуть надежде, папомпная о возможной гармонии жизни в едином п прекрасном мпре природы.