Перевозка пчел на медосбор


Пчел необходимо перевозить при организации новой пасеки, во время обработки ядохимикатами садов и полей, в целях использования медосбора в других местах или для перекрестного опыления насекомоопыляемых сельскохозяйственных культур. Во многих случаях без перевозки (кочевки) пчел немыслимо иметь рентабельные пасеки.

Когда можно перевозить пчел. В зимнее время перевозить пчел не рекомендуется. Лишь в южных областях Казахстана, если у пчел уже был очистительный облет, допускается перевозка их зимой. В условиях северных областей республики пчелы в течение зимы не облетываются. Поэтому при перевозке пчел с наполненными кишечниками они испачкают гнездо, может сильно развиться нозематоз, что приведет к экономическому ущербу.

Перевозить пчел можно ранней весной и осенью, когда семьи не очень сильны и у них мало расплода. Днем перевозить пчел можно только в прохладную пасмурную погоду. Во всех остальных случаях при перевозке пчел днем даже при наличии вентиляции может произойти перегрев и запаривание пчел.

В жаркое время года пчел перевозят только в вечерние, ночные и утренние часы.

Удаление медовых рамок перед перевозкой.

Во всех случаях перевозить ульи с пчелами с большими медовыми запасами нежелательно. В дороге тяжелые медовые рамки ульев обычной системы могут оборваться, особенно если расплод в них еще не выводился. Одно из преимуществ многокорпусных ульев состоит в том, что их более низкие рамки менее подвержены обрыву при перевозках, чем рамки обычной системы.

Если дорога плохая, то перед перевозкой ульев лучше по возможности откачать весь мед. Следует заметить, что многомедные рамки везти без пчел тоже нежелательно, так как в холодном состоянии соты приобретают хрупкость и легко ломаются.

Когда необходимо оставить медовые соты для комплектования кормовых запасов на зиму, приходится мириться с риском обрыва сотов, то следует принять особые меры по смягчению резких толчков при перевозке {подложить под ульи пружинящие ветки, побольше постелить соломы, сена и ехать очень тихо).

Перед перевозкой нельзя подкармливать пчел, особенно жидким сиропом, так как обилие влаги в упакованном улье может вызвать запаривание пчел.

Упаковка ульев для перевозки. Все рамки в улье с пчелами должны быть укреплены неподвижно с помощью «разделителей» - квадратных брусочков толщиной 15X15 миллиметров и длиной 10 сантиметров (рис. 22). В верхней части брусочка прибивают полоску жести с выступающими концами, опираясь на которые брусочек держится на рамках. Разделители вставляют во все промежутки между сотами улья (улочки) с их обеих концов, но не на самом краю, а против боковых планок рамок. С самого края рамки сотов плотно заклинивают последними разделителями, которые могут быть толще обычного (их нужно иметь в запасе).

Для перевозок пчел очень удобны рамки с постоянными разделителями по системе Гофмана, которые применяются в многокорпусных ульях, но не противопоказаны и для рамок обычной системы. У этих рамок верхняя часть боковых планок, расширенная по 6 миллиметров с каждой стороны, вплотную смыкается с соседними рамками.

Перед перевозкой пчел нужно расширить объем улья, оставив свободное пространство незаполненным или поставив туда пустые соты.

На потолок улья прибивают вентиляционную раму с мелкой металлической сеткой, через которую пчелы не могли бы просунуть голову. Если в хозяйстве не хватает такой сетки, ею покрывают только небольшой просвет потолка или используют для этого редкий холст. В улье увеличенного объема можно обойтись без вентиляционных сеток.

Днем потолок с вентиляционной сеткой следует прикрывать крышкой улья, сбоку которого имеются отверстия для прохода воздуха. Для предупреждения возбуждения пчел отверстия для вентиляции воздуха нужно затемнить.

Все щели в улье нужно тщательно и прочно заделать и скрепить все его части с помощью планок, петель или специального ремня.

Скрепление ульев ремнем. Специалист по пчеловодству С. К. Полумисков предложил очень простой и удобный способ скрепления всех частей улья с помощью гужевого резинового ремня с пряжкой. Длина ремня рассчитана на обычный объем ульев. Он должен опоясывать улей в продольном направлении, захватывая дно корпуса и потолочную часть. Применять такой ремень удобно во всех отношениях: улей не портится от гвоздей; работа по скреплению всех частей и затем по распаковке их занимает очень мало времени; во время перевозки ремень не трет ульи, что наблюдается обычно при употреблении различных металлических скреплений. Кроме того, при погрузке на машину можно применять подъемный крюк.

Подготовка к погрузке ульев. разделители для закрепления рамок в ульеНачинать перевозку ульев можно только по окончании лёта пчел, вечером, когда все они вернутся с поля. Перед погрузкой все летки упакованных ульев наглухо закрывают планками, закрепляя их неподвижно гвоздиком.

Ни в коем случае нельзя оставлять на месте ульи с пчелами с закрытыми летками в дневные часы. Пчелы в этом случае волнуются больше, чем в пути.

Пчеловод, сопровождающий пчел в пути, должен иметь при себе лицевую сетку, дымарь с горючим материалом, немного ваты. Это все понадобится в случае внезапного вылета пчел.

Перевозка пчел на автомашине - самый лучший и наименее опасный способ. Ульи при этом обычно устанавливают в два яруса (если нет вторых корпусов, то даже в три). Для лучшей устойчивости верхнего яруса из досок устанавливают бортовые щиты. Чтобы ульи не терлись друг о друга, между ними закладывают соломенные или травяные жгуты. Ульи крепко увязывают веревкой. По хорошей дороге везти пчел можно быстро и даже в дневные часы. В этом случае нельзя делать остановок в пути, а по приезде на место ульи необходимо немедленно разгрузить и открыть летки. По каменистой, неудобной дороге скорость необходимо значительно снизить.

Перевозка пчел на телеге нежелательна. Однако в горных условиях, где нет автомобильных дорог, таким способом приходится часто пользоваться. На телегу вначале накладывают толстый слой хвороста и сена. Ульи ставят только в один ярус летками в стороны, чтобы направление рамок приходилось поперек дороги. В таком положении они лучше переносят боковые толчки. Между ульями закладывают сено (траву) и их крепко увязывают веревкой. Только после загрузки телеги впрягают лошадей. Пчел везут только шагом.

Если пчелы вылетают из какого-либо улья и тем более, что нельзя установить, откуда они вылетают, и не имеется возможности заделать щель, необходимо быстро увести лошадь подальше в кусты, под деревья. Пчелы очень не любят лошадиный пот и в первую очередь набрасываются на лошадей, которые весьма болезненно переносят их укусы.

По приезде на место прежде всего отпрягают и уводят лошадей, а затем разгружают ульи с пчелами.

Перевозка пчел вьюком. положение перевозка улья на лошадиВ горных условиях перевозят пчел нередко вьючным способом, по два улья на лошади или осле. Для этого на седло стелят какое-либо полотнище, чтобы ульи меньше подтирали бока животного. Крепкую и достаточной длины веревку складывают вдвое, в результате чего получается два конца -хомутный и раздельный. Вначале веревку с правой стороны лошади стелят на седло, забрасывая хомутный конец длиной 40 сантиметров за седло. Раздвинув на седле сдвоенную веревку на 30 сантиметров, с правой стороны, дном к боку го и прилетным выступом вверх, устанавливают улей. Затем улей обхватывают веревкой, пропуская раздельные концы ее внутри хомутного, и опускают по левую сторону лошади. Затем хомутный конец временно откидывают на правую сторону и накидывают на второй улей, установленный таким же образом, как и первый. Раздельными концами веревки улей обхватывают снизу и свободные концы ее завязывают узлом на хомутном конце (рис. 23). Во время завязывания ульи с обеих сторон придерживают в наклонном положении прилетными выступами на уровне седла. Это делают для того, чтобы ульи не опустились слишком низко, а висели параллельно друг другу и на одном уровне. Надо также следить за тем, чтобы обхватывающие улей верёвки не сходились между собой близко.

Перевозка ульев с открытыми летками. Этот весьма интересный способ перевозки ульев применяют американские пчеловоды. Вот как описывает его Ежи Войке (1962). Погрузку ульев с открытыми во всю ширину летками производят лишь между заходом и восходом солнца, но лучше пока еще не стемнеет.

Чтобы пчелы ушли на соты, перед погрузкой улей слегка подкуривают. Если же пчел сильно подкурить, то они, наоборот, будут вы ходить из улья. В том случае, если из улья, погруженного на грузовик, снова начнут выходить пчелы, улей нужно вновь слегка подкурить. В пути следования автомашины пчелы, обдуваемые потоком холодного воздуха, не выходят из ульев, а если в отдельных случаях и выкучиваются из ульев, то никуда не расползаются и не улетают.

Прибыв на место, между рядами ульев пускают немного дыму. После этого начинают разгрузку. Лучше всего выгружать ульи перед самым восходом солнца.

Автор отмечает, что при перевозке ульев с открытыми летками пчелы жалят меньше, чем при перевозке с закрытыми летками. Кроме того, в этом случае нет необходимости устраивать вентиляцию и нет никакой опасности, что от избытка тепла в улье оборвутся соты, погибнет расплод.

Перевозка на близкое расстояние. На очень близкое расстояние (до трех километров) пасеку перевозить не рекомендуется, так как многие летные пчелы возвращаются на прежнее место. Если все-таки есть необходимость в такой перевозке, то делают это весной или осенью. При этом следует принять меры предосторожности: на прежнем месте не оставлять ни одного улья с пчелами или даже пустые, Я после перевозки, до начала лёта, к передним стенкам ульев приставить наклонно широкие снопики из высокой травы или веточек (снопики можно заменить досками). Снопики должны нависать над нижним и верхним летками улья, чтобы пчелы после выхода встречали препятствие. Новизна обстановки при выходе из улья понуждает пчел совершать ознакомительные облеты и запомнить новое место своего улья. Отдельные пчелы и в этом случае возвращаются на прежнее место, но, не находя там ульев, улетают на новое.

Во время перевозки пчел не рекомендуется обильно поить их водой: поение на время успокаивает пчел, но избыточная влажность воздуха в улье может вызвать их запаривание. 

После перевозки ульи быстро расставляют по точку на свои постоянные места и открывают летки. Ни в коем случае нельзя держать закрытых в улье пчел под солнцем или даже в тени в жаркую погоду. Если улей перегреется, то соты могут оборваться, в первую очередь погибает расплод, пчелы становятся черными, мокрыми и значительная часть их может также погибнуть. Гибель печатного расплода пчеловод может обнаружить позднее по потемневшим крышечкам.

Оставить свой отзыв - мнение или совет:


   

Книги отцов - опыт дедов  

   

Поиск по библиотеке:  

   

Все статьи данной книги:

  1. Введение Справочник пчеловода
  2. Пчелиная семья - рабочие пчелы, трутни, матка, детка
  3. Жизнь пчелиной семьи в течение года
  4. Организация пасеки
  5. Пчеловодный инвентарь и пасечные постройки
  6. Медоносная база - Сельскохозяйственные медоносы
  7. Направление пчел на опыление растений
  8. Опыление культур закрытого грунта пчелами
  9. Организация медоносной базы
  10. Весенние работы на пасеке
  11. Начало летних работ
  12. Вывод трутней и маток
  13. Формирование отводков
  14. Роение пчел - избыток тепла и влаги, недостаток места
  15. Перевозка пчел (кочевки)
  16. Использование медосбора
  17. Работы на пасеке во время медосбора
  18. Отбор меда и его выкачивание
  19. Переработка воскового сырья
  20. Работы с пчелами в период медосбора
  21. Осенняя ревизия и наращивание пчел
  22. Создание кормовых запасов
  23. Организация зимовки пчел
  24. Племенная работа в пчеловодстве
  25. Особенности племенной работы с пчелами.
  26. Племенная работа с пчелами в разных зонах республики
  27. Болезни и вредители Пчел
  28. Болезни расплода
  29. Болезни взрослых пчел
  30. Паразиты пчел
  31. Враги и хищники пчел
  32. Организация и оплата труда на пасеке
  33. Организация труда на пасеке
   
© • Paseka.pp.ru 2010 - 2016 • Энциклопедия пчеловодства - Библиотека пчеловода - книги отцов - опыт дедов • [email protected]