О МАТОЧНОМ ВЕЩЕСТВЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИИ В ЖИЗНИ ПЧЕЛИНЫХ СЕМЕЙ

 

По составу к маточному молочку очень близко «маточное вещество», которое, не являясь лечебным средством, играет большую роль в биологии пчелиной семьи и жизни матки. Так как при получении маточного молочка важно общее количество и качество маточников, то мы остановимся на маточном веществе и его значении.

Пчеловодам с давних времен известны такие важные явления в жизни пчелиных семей, как закладка маточников, вывод маток и роение. Известно также, что при гибели матки и отсутствии засева или молодых личинок в семье появляются пчелы-трутовки, кладущие иеоплодотворенные яйца, из которых развиваются только трутни.

Однако объяснить все эти явления, указать их причины ни пчеловоды-практики, ни ученые специалисты долгое время ие могли. Не умели, например, ответить на вопросы: Почему трутовки появляются в безматочной семье, а в нормальной, при хорошей матке, их не бывает? Что заставляет пчел строить маточники и выводить молодых маток? В чем причина роения семей? В чем причина большого количества маточников у некоторых пород и т. п.

Только в последние годы советские и зарубежные исследователи путем тщательных наблюдений и опытов сумели выяснить до некоторой степени эти вопросы. Существуют разные объяснения этих явлений.

Одним из опытов, который помог решить загадку, был такой: матку сажали в клеточку, стенки которой были сделаны из двойной металлической сетки, так что пчелы не могли касаться матки своими усиками и хоботком, не могли ее видеть, чувствовать ее запах и слышать ее звуки. Через 3-5 часов после этого в семье возникало беспокойство, хотя клеточка с маткой находилась в гнезде между сотами. Еще немного спустя пчелы начинали строить маточники и воспитывать маток из имеющихся молодых личинок. Если же в семье не было яиц и молодых личинок, вскоре в ней появлялись пчелы-трутовки. Из этих опытов видно, что причиной закладки маточников и появления трутовок является нарушение нормального для пчелиной семьи соприкосновения рабочих пчел с маткой. Наблюдениями установлено, что матка в семье всегда бывает окружена кольцом рабочих пчел, которые дают ей пищу из своих хоботков, непрестанно, трогают ее своими усиками и облизывают ее тело хоботками. Если пометить пчел, окружающих матку, краской, то легко заметить, что они, полизав матку, уходят от нее, а на их место приходят другие, которые также принимаются лизать ее. Было замечено также, что каждая пчела, лизавшая тело матки хоботком, встречаясь на сотах с другими пчелами, передает им капельки пищи со своего хоботка.

Когда в той же семье матку сажают в клеточку, сквозь сетку которой пчелы могут кормить матку, прикасаться к ней и лизать ее, никакого беспокойства в семье не возникает, маточников пчелы не строят и трутовки не появляются.

В ряде опытов английский исследователь Батлер показал, что верхнечелюстные железы маток выделяют особое вещество, которое быстро распространяется по всей поверхности тела матки при чистке ее, и рабочие пчелы, облизывающие матку, получают это вещество. Батлер назвал его «маточным веществом».

Отсутствие маточного вещества или недостаток его отражается прежде всего на нормальной деятельности рабочих пчел: они становятся беспокойными, перестают строить соты и слабо летают за взятком, начинают строить свищевые маточники на ячейках с молодыми личинками. Отсюда исследователи сделали вывод, что постройка маточников и вывод новых маток связаны с недостатком маточного вещества в семье. Это бывает в случае болезни или старости матки, когда ее организм не может продуцировать нормального количества маточного вещества.

Недостаток маточного вещества нередко является причиной тихой смены старой матки, т. е. смены без роения семьи. Батлер показал также, что чем больше накопляется пчел в семье, тем больше требуется маточного вещества для сохранения спокойного состояния пчел и нормального выполнения ими работ по воспитанию потомства, строительству сотов и сбору кормовых запасов. Если же семья возрастает настолько, что матка уже не может обеспечить ее необходимым количеством маточного вещества, пчелы начинают строить роевые маточники и готовиться к роению.

Возможно, что теснота, возникающая благодаря скоплению большого числа пчел в улье, затрудняет быструю передачу маточного вещества и ведет к роевому настроению даже при наличии достаточного количества вещества, выделяемого маткой. Этим объясняется возможность удержания семей от роения путем расширения их гнезд, подстановкой пустых сотов и вощины.

Из этих данных следует, что маточное вещество можно применять как средство, предупреждающее роение семей, но при этом необходимо заботиться и об устранении причин, мешающих быстрому распространению его в семье.

Некоторые исследователи предполагают, что потребность пчелиных семей и даже отдельных пчел в определенном количестве маточного вещества значительно колеблется. Для семей, потребляющих мало маточного вещества, характерна тихая смена маток.

В опытах Грута, Батлера, Фогда, Пайна, Симпсона и других исследователей было показано, что больше всего маточного вещества находится на голове матки, несколько меньше его на брюшке, еще меньше - на груди. Умершие матки, удаленные из семьи, долгое время сохраняют на своем теле маточное вещество. Поэтому, если в семью без матки, уже начинающую беспокоиться, положить недавно- умершую матку» пчелы будут лизать ее и на некоторое время успокоятся.

Маточное вещество можно удалить с тела мертвой матки, подержав ее в этаноле, ацетоне или эфире. Эти жидкости растворяют маточное вещество; если полученным раствором смочить тела мертвых рабочих пчел и положить их в обезма-точенную семью, он оказывает такое же действие, как маточное вещество на теле матки.

Химический анализ раствора маточного вещества показал, что активная его часть представляет жирную кислоту. Раствором маточного вещества можно пропитать или смочить любые предметы и материалы, и они приобретут его способность влиять на пчел. Эта особенность в большей степени присуща предметам, имеющим адсорбирующую поверхность, так как они лучше удерживают маточное вещество и отдают его более постепенно. Гладкая стеклянная поверхность, смоченная раствором маточного вещества и высушенная, влияет на пчел только в течение суток.

Экстракт маточного вещества, данный пчелам в пище (меде, сиропе), оказывает на них слабое влияние, но оно усиливается, если тот же экстракт нанесен на тела мертвых пчел. Этот опыт показывает, что для получения максимального эффекта не следует давать маточное вещество в смеси с пищей.

Появление пчел-трутовок в пчелиной семье, как правило, наблюдается лишь при отсутствии матки, иногда при старой матке. Трутовки обладают, в отличие от обычных рабочих пчел, более развитыми половыми железами (яичниками) и могут откладывать яйца. Напрашивается вопрос: «Что является причиной, задерживающей развитие яичников у рабочих пчел в нормальной семье, т. е. имеющей хорошую, не старую матку?» Так как исчезновение матки ведет к недостатку и полному отсутствию в семье маточного вещества, то предположили, что именно это вещество, получаемое пчелами от матки и передаваемое всем членам семьи, оказывает воздействие на яичники рабочих пчел, задерживает их развитие.

Развитие яичников у рабочих пчел происходит даже в том случае, когда их удаляют из привычной обстановки пчелиной семьи и содержат небольшими группами в клеточках без матки. Однако для развития яичников, кроме отсутствия маточного вещества, необходима еще белковая пища или запасы белка в теле пчелы. В опытах Миссбихлера было показано, что молодые пчелы (в возрасте до 3 дней), не успевшие накопить достаточных запасов в своем теле, не способны развивать яичники при отсутствии матки и маточного вещества, тогда как взрослые в тех же условиях часто обнаруживают эту способность. При наличии белкового питания различие в развитии яичников зависит от количества пчел в группе: при 10 пчелах в клеточке яичники развиваются слабее, чем в группах, где 25-100 пчел. Такие группы пчел очень удобны для различных опытов с маточным веществом. Было доказано, например, что задерживающим влиянием (на развитие яичников) обладают не только взрослые плодоносящие матки, но также молодые, неосемененные. Если пчелы не могут соприкасаться с маткой, сидящей в клеточке, и получать от нее маточное вещество, их яичники развиваются так же хорошо, как при отсутствии матки. Если тело мертвой пчелы (матки) подержать в ацетоне, затем вынуть и обсушить, оно перестает задерживать- развитие яичников, а при смачивании тем же ацетоновым экстрактом снова приобретает задерживающую способность. Пайн нашла, что тела мертвых маток, пролежавшие в лаборатории до 3 лет, еще не вполне утратили задерживающего воздействия. Она же показала, что кусочек сердцевины бузины, пропитанный этим экстрактом, действует на рабочих пчел в клеточке и безматочной семье подобно настоящей живой матке; они его окружают, ощупывают, облизывают и т. д.

Батлер установил, что маточное вещество, получаемое пчелами в нормальной семье, входит в их организм с пищей и может быть найдено в их медовых желудочках. Это доказано тем, что прибавление растертых медовых желудочков в питьевую воду безматочных пчел задерживает развитие яичников у них.

Если пчелы, посаженные в клеточку без матки, но с кормом, будут соприкасаться с пчелами, имеющими матку, но не имеющими корма, то первые будут кормить вторых и при этом у первых развитие яичников будет задержано. Этот эксперимент показывает, что безматочные кормящие пчелы получали от своих соседок маточное вещество, тормозящее развитие яичников.

Для определения органов, которые играют роль в узнавании присутствия матки, некоторым пчелам из числа сидящих в клеточке без матки отрезали усики, другим усики покрывали слоем клея, а затем подкладывали в клеточку мертвую матку. Пчелы с нормальными усиками принимались тотчас лизать матку, и их яичники оставались недоразвитыми, тогда как пчелы с обрезанными или заклеенными усиками не проявляли никакого интереса к телу матки, а их яичники вскоре начали развиваться. Из этого опыта следует, что усики пчел играют важную роль в восприятии раздражений, идущих от маточного вещества, находящегося на теле матки.

Интересен также следующий опыт: молодых пчел выводили из печатного расплода в инкубаторе и держали там в течение 2 недель после выхода из ячей. Оказалось, что такие пчелы неспособны «узнавать» матку, т. е. она совершенно не привлекает их своим маточным веществом. Однако эта способность «узнавания» проявляется у инкубаторных пчел полностью, если с первого дня жизни они соприкасаются с нормальными пчелами, имеющими матку. Очевидно, в нормальной семье новорожденные пчелы с первых дней жизни получают маточное вещество вместе с пищей от других пчел и таким образом учатся узнавать его.

Самым трудным является вопрос о способах передачи рабочими пчелами друг другу сообщения о присутствии матки. Батлер проделал следующий опыт: 60 пчел были посажены в клеточку без матки; если к ним ежедневно подсаживали по 6 пчел, которые только что лизали свою плодную матку в нормальной семье, то развитие их яичников задерживалось.

В нормальной семье число пчел, облизывающих матку, невелико по сравнению со всей массой рабочих особей. Кроме того, отмечено, что число пчел, лижущих матку, сильно колеблется в зависимости от ее поведения и других неизвестных причин. Если матка малоподвижна, число лижущих ее пчел сильно возрастает. Батлер привязал матку за ногу на соте и увидел, что вокруг нее гораздо больше пчел, чем в момент свободного движения по сотам.

Наблюдением установлено, что пчелы, только что лизавшие матку, предлагают другим пчелам отрыгнутую из медового зобика пищу гораздо чаще, чем пчелы, только осязавшие матку своими усиками. Это наблюдение показывает, что маточное вещество, получаемое рабочими пчелами при облизывании матки, входит в переднюю кишку лизавших пчел и отсюда передается с отрыгиваемой пищей другим пчелам. В свою очередь эти пчелы, проглотив пищу с маточным веществом, снова отрыгивают ее и передают соседним пчелам и т. д. Если предположить, что каждая из 5 пчел, полизавших матку один раз, передала маточное вещество трем не лизавшим ее пчелам, а каждая из этих трех передала также трем новым и т. д., то окажется, что через 10 передач маточное вещество может распространиться на 90 тысяч пчел. Но с каждой передачей количество маточного вещества, получаемое одной пчелой, становится все меньше и действие его на организм пчел соответственно ослабевает.

,у По-видимому, выделение маточного вещества маткой, сли-зывание его и передача друг другу рабочими пчелами происходит непрерывно, но даже и при этом трудно представить, как осуществляется очень быстрая передача в семье «информации» об исчезновении матки, когда это случается. Удалив матку из сильной семьи, имеющей не менее 60 тысяч пчел, можно уже через 2-3 часа заметить беспокойство пчел во всех частях улья, вызванное, очевидно, прекращением передачи новых порций маточного вещества. Трудно представить себе механизм столь быстрой информации в большой пчелиной семье. Поэтому некоторые исследователи (Фергейен-Фо-огд) высказывали сомнение в том, что пчелы могут проглатывать получаемое при облизывании матки маточное вещество.

Специальное исследование (Симпсон) показало, что выделение верхнечелюстных желез матки содержит взвесь мелких частиц, не растворимых в воде. Высыхая на теле матки или пчелы, эта взвесь хорошо прилипает, но может быть смыта водой или слюной пчел, после чего пчелы могут слизать и проглотить ее. Фергейен-Фоогд предполагал, что информация о наличии матки осуществляется не при передаче маточного вещества от пчел, лизавших матку, а только путем ощущения запаха этого вещества пчелами, которые соприкасаются с лизавшими матку. Возможность такой информации менее вероятна, чем передача маточного вещества, так как потребовалось бы значительно больше времени. При отсутствии матки в семье, а, следовательно, и маточного вещества, пчела приступает к закладке маточников, из которых мы извлекаем маточное молочко.

Оставить свой отзыв - мнение или совет:


   

Книги отцов - опыт дедов  

   

Поиск по библиотеке:  

   

Все статьи данной книги:

  1. ПЧЕЛА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
  2. СТРОЕНИЕ ТЕЛА ПЧЕЛЫ
  3. ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ ПЧЕЛЫ
  4. КРОВООБРАЩЕНИЕ И ДЫХАНИЕ ПЧЕЛЫ
  5. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЧЕЛ
  6. НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ОРГАНЫ ЧУВСТВ
  7. ЖИЗНЬ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ
  8. ГНЕЗДО ПЧЕЛ
  9. РАБОТА ПЧЕЛ В СЕМЬЕ
  10. ОСНОВНЫЕ МЕДОНОСНЫЕ РАСТЕНИЯ
  11. ЖИЗНЬ ПЧЕЛ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА
  12. ЛЕЧЕНИЕ ПЧЕЛИНЫЙ ЯД
  13. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПЧЕЛИНОГО ЯДА
  14. О ДЕЙСТВИИ ПЧЕЛИНОГО ЯДА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
  15. ПРИМЕНЕНИЕ ПЧЕЛИНОГО ЯДА МЕТОДОМ ПЧЕЛОУЖАЛЕНИЙ
  16. ПРИМЕНЕНИЕ ПЧЕЛИНОГО ЯДА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ МЕТОДОМ ЭЛЕКТРОФОРЕЗА
  17. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ ПЧЕЛИНОГО ЯДА И ИХ ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА
  18. ИНОСТРАННЫЕ ПРЕПАРАТЫ ПЧЕЛИНОГО ЯДА
  19. ПРИМЕНЕНИЯ ПЧЕЛИНОГО ЯДА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ АРТЕРИАЛЬНЫХ СОСУДОВ КОНЕЧНОСТЕЙ
  20. ПРИМЕНЕНИЕ ПЧЕЛИНОГО ЯДА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СУСТАВОВ, ПОЗВОНОЧНИКА И ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  21. ЛЕЧЕНИЕ ПЧЕЛИНЫМ ЯДОМ ХРОНИЧЕСКИХ ПОЛИАРТРИТОВ У ДЕТЕЙ
  22. ПРИМЕНЕНИЕ ПЧЕЛИНОГО ЯДА ПРИ ЛЕЧЕНИИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ, НЕВРИТА СЛУХОВОГО НЕРВА, ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ
  23. ПРИМЕНЕНИЕ ПЧЕЛИНОГО ЯДА И МЕДА ПРИ ЛЕЧЕНИИ ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
  24. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАТОЧНОГО МОЛОЧКА
  25. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ МАТОЧНОГО МОЛОЧКА
  26. АНАЛИЗ НА ИСТИННОСТЬ МОЛОЧКА
  27. О МАТОЧНОМ ВЕЩЕСТВЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИИ В ЖИЗНИ ПЧЕЛИНЫХ СЕМЕЙ
  28. БАКТЕРИЦИДНЫЕ СВОЙСТВА МАТОЧНОГО МОЛОЧКА
  29. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ МАТОЧНОГО МОЛОЧКА
  30. ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА МАТОЧНОГО МОЛОЧКА
  31. ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕПАРАТА ПЧЕЛИНОГО МАТОЧНОГО МОЛОЧКА (АПИЛАКА) В КЛИНИКЕ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА 2-ГО МГМИ ИМЕНИ Н. И. ПИРОГОВА
  32. ПРИМЕНЕНИЕ МАТОЧНОГО МОЛОЧКА ЗА РУБЕЖОМ
  33. СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ МАТОЧНОГО МОЛОЧКА И ЕГО ПРЕПАРАТЫ
  34. СХЕМЫ СПОСОБОВ ПОЛУЧЕНИЯ МАТОЧНОГО МОЛОЧКА
  35. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО МАТОЧНОГО МОЛОЧКА
  36. МЕД ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ
  37. СОРТА ПЧЕЛИНОГО МЕДА
  38. МЕД КАК ПРОДУКТ ПИТАНИЯ
  39. БАКТЕРИЦИДНЫЕ СВОЙСТВА МЕДА
  40. ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА МЕДА
  41. ФАЛЬСИФИКАЦИИ МЕДА И СПОСОБЫ ИХ РАСПОЗНАВАНИЯ
  42. ПЧЕЛИНЫЙ ВОСК
  43. ХИМИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПЧЕЛИНОГО ВОСКА
  44. ПОЛУЧЕНИЕ ЧИСТОГО ВОСКА
  45. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ВОСКА
  46. ПРИМЕНЕНИЕ ПЧЕЛИНОГО ВОСКА В МЕДИЦИНЕ
  47. ПЫЛЬЦА И ПЕРГА ХИМИЧЕСКИЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ
  48. СБОР И ХРАНЕНИЕ ПЫЛЬЦЫ И ПЕРГИ
  49. КЛИНИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ ПЫЛЬЦЫ И ПЕРГИ
  50. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОПОЛИСА
  51. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СБОР ПРОПОЛИСА
  52. АНТИМИКРОБНЫЕ СВОЙСТВА ПРОПОЛИСА
  53. ЛЕЧЕБНЫЕ ПРЕПАРАТЫ ИЗ ПРОПОЛИСА
  54. ДЕЙСТВИЕ ПРОПОЛИСА НА ОРГАНИЗМ ЖИВОТНОГО
  55. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОПОЛИСА В ВЕТЕРИНАРИИ
  56. ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕПАРАТОВ ПРОПОЛИСА В МЕДИЦИНЕ
  57. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ АПИТЕРАПИИ (ЛЕЧЕНИЕ ПЧЕЛИНЫМ ЯДОМ) ПУТЕМ ПЧЕЛОУЖАЛЕНИЙ
  58. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРЕПАРАТА «АПИЛАК»
  59. ЛИТЕРАТУРА ПЧЕЛА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
   
© • Paseka.pp.ru 2010 - 2016 • Энциклопедия пчеловодства - Библиотека пчеловода - книги отцов - опыт дедов • [email protected]