СХЕМЫ СПОСОБОВ ПОЛУЧЕНИЯ МАТОЧНОГО МОЛОЧКА

 

I. Прямой способ естественный (с удалением матки без грефажа). А. Только отнять матку; через 2,5-3 дня имеем маточники. Б. Отнять матку; на рамке с молодыми личинка- ми расширить избранные ячейки с личинками, через 2-З дня срезать маточники. Для повторения сбора маточного молочка необходимо подставлять в ту же семью рамку с яйцами и молодыми личинками не реже, чем через 5 дней.

II. Искусственные способы с применением грефажа:

1.Способ второго корпуса (надставки).

2.Способ единой семьи-помощницы и воспитательницы.

3.Способ потолка.

При всех способах личинки переносятся в искусственные мисочки. Семьи - воспитателвницы лишаются маток, и через 2-3 часа в них ставят маточные рамки с привитыми мисочками. Эти семьи должны быть хорошо утеплены, снабжены кормом, печатным расплодом и молодой пчелой. По мере выхода расплода подставляют рамки с печатным расплодом.

 

1.Способ второго (верхнего) корпуса или надставки. На улей сильной семьи ставят магазин, а над ним второй корпус. Дно верхнего корпуса на 3/4 заменяют ганемановской решеткой.

В магазин ставят рамки с пустыми сотами, медовыми и вощиной.

Семью разделяют: в нижнем корпусе оставляют 2-3 рамки расплода с маткой, 4-5 рамок с кормом, сушь и вощину. В верхний корпус переносят все рамки с печатным расплодом и открытым старше 3 дней, а также 2-3 кормовые рамки и кормушку (лучше верхнюю). Рекомендуется пополнить верхний корпус печатным расплодом из других семей.

Через 2-3 дня после организации семьи можно поставить в верхний корпус 1-2 маточные рамки с привитыми мисочками; через 2,5 дня срезать построенные здесь маточники и снова поставить маточные рамки с мисочками.

Операцию постановки маточных рамок и срезания маточников повторять, пока пчелы строят маточники. По мере освобождения в верхнем корпусе рамок с печатным расплодом переносить в нижний корпус, а из нижнего в верхний и из семей-помощниц переносить рамки с печатным расплодом, создавая таким образом большое обилие пчел-кормилиц в верхнем корпусе. Чтобы не беспокоить пчел частым снятием верхнего корпуса, перестановки рамок из верхнего корпуса в нижний и обратно следует делать через 8-10 дней; из семей-помощниц можно прибавлять рамки в верхний корпус без особых тревог для семьи. Вопрос о наличии летка для верхнего корпуса не решен окончательно. Обычно бывшие кормилицы, ставшие лётными, идут через магазин в нижний корпус и используют леток нижнего корпуса (серая горная пчела).

Получение маточного молочка длится весь сезон, и необходимыми условиями являются: хорошее утепление, наличие перги, меда, белково-витаминная подкормка, регулярное подсиливание верха печатным расплодом.

 

2. Способ единой семьи - помощницы- воспитательницы. Этот способ подобен предыдущему; большая семья делится на 2 части, но располагаются они не друг под другом, а рядом в одном корпусе. Нормальную семью доводят до 12-18 рамок (объемистый лежак) и делят на 2 неравные части ганемановской решеткой - большая часть содержит 7 рамок с кормом, расплодом, маткой, сушью и вощиной; меньшая часть имеет рамку (одну) с пергой и медом у решетки, 2 рамки с печатным расплодом, 1 кормовую рамку у стенки. Через 2-3 дня после разделения в безматочную часть ставят 1 маточную рамку с привитыми личинками; через 2-5 дней вырезают маточники, ставят новую маточную рамку с мисочками. Эта операция повторяется многократно.

По мере надобности рамки в меньшей части, освободившиеся от печатного расплода, заменяются рамками с печатным расплодом из большей части лежака или из семьи-помощницы.

Необходимо: утепление, наличие перги и меда, регулярная добавка печатного расплода, дрожжевая подкормка. При использовании лежаков в 18-20 рамок обе части семьи соответственно расширяются.

В 1962 г. у нас на медицинской пасеке одной из больниц был улей (№ 31) в 35 рамок, 15-20 рамок расплода при обильном кормлении белково-витаминной подкормкой. Пчел в улье очень много, и они чувствовали себя сиротливо в отдаленных уголках улья даже при наличии матки; мы подставляли в лежак рамки с привитыми мисочками, которые пчела надстраивала до маточников. С такого гигантского улья снимали до 44 маточников с обильным количеством молочка.

 

3. Способ потолка. Отличается от других способов горизонтальным положением маточной рамкиящик для переноски рамок над остальными. Известно, воспитание маточников идет тем интенсивнее, чем выше располагаются маточники в улье (на верхней планке больше принятых мисочек, чем на нижней), где влажность и тепло наибольшие (вертикальное расположение маточной рамки в корпусе).

Сильную семью поселяют в двухкорпусный улей, у которого верхний корпус отделен от нижнего ганемановской решеткой. В верхний корпус ставят рамки с печатным расплодом, кормовые и кормушку. В нижнем остается открытый расплод, сушь, вощина, кормовые рамки и матка.

Над рамками верхнего корпуса ставят надставку в виде плоского ящика глубиной 5.5 см. Дно ящика обращено вверх, открытая часть-вниз к рамкам. Размеры ящика-подставки соответствуют рамке (30X45). К внутренней стороне дна надставки приделаны на петлях две узкие дощечки - у одного и другого конца надставки. Эти дощечки служат для укрепления на дне надставки планок с привитыми мисочками. За один прием в надставку можно применить 5-6 планок с мисочками. Рекомендуется следующий порядок работы: надставку вынимают и приносят в лабораторию, мисочки на 3- 5-6 планках заряжают личинками и прикрепляют в надставку. Надставку переносят в верхний корпус и ставят над открытыми без холстика рамками, располагая ее вверх дном и вниз отверстиями мисочек. Через 2,5 дня открывают верхний корпус, вынимают надставку и заменяют ее другой надставкой со свежезаряженными мисочками. Вынутую надставку уносят в лабораторию и там собирают молочко из маточников.

По мере освобождения в верхнем корпусе рамок от печатного расплода заменяют их свежим печатным расплодом из семей помощниц.

Необходимые условия для работыматочный изолятор в одну рамку: верхнее утепление, подкормка, регулярное снабжение верха печатным расплодом. В 1962, 1963 гг. в Сочи, в Вырице Ленинградской области мы при проверке вышеописанного метода провели еще следующий опыт. Вместо планок с мисочками в надставку помещают односторонний сот, содержащий в ячейках яйца и молодых личинок. Сот ставят па небольшие реечки. В этом соте надо расширить избранные ячейки с личинками молодого возраста или вырезать ненужные ряды ячей. Пчелы охотно строят маточники на такой горизонтально расположенной рамке.

 

Заготовка мисочек. Некоторые зарубежные специалисты утверждают, что материал, из которого сделаны мисочки - пчелиный воск, стекло, пластмасса, минеральный или растительный воск, парафин и т. п.,- не играет существенной роли; пчелы принимают мисочки из всех перечисленных материалов. По мнению французского исследователя Вийома, цилиндрические мисочки с круглым дном принимаются пчелами лучше призматических с граненым или плоским дном.

Пчелы охотнее принимают мисочки, бывшие в употреблении, чем новые, особенно если они повторно привиты сразу после освобождения от молочка. Мисочки с остатками засохшего молочка необходимо на короткое время погрузить в воду, а затем дать на очистку в семью. Еще удобнее давать мисочки на очистку сразу же после освобождения их от молочка, если в них не прививают тотчас личинок.

Заготовленные мисочки приклеивают воском на деревянные планки, которые прикрепляют в свободную рамку, как это обычно делают при выводе маток. На каждую планку ставят по 12-15 мисочек и в каждую рамку по 3 планки, т.е. всего 36-45 мисочек на рамку.

 

Получение одновозрастных личинок. Для прививки в мисочки рекомендуют брать личинок в возрасте 15-18 часов (считая с момента выхода из яйца) и во всяком случае не старше 24 часов. Для получения таких личинок используют сильную семью с молодой высокоплодовитой маткой и большим количеством молодых пчел. Они обильно снабжают молочком ячейки, в которых находятся яйца с личинками, готовыми к вылуплению, а обилие молочка облегчает работу по пересадке личинок. В середину гнезда этой семьи ставят маточный изолятор, вмещающий одну рамку свободной суши, в которой выводилось 2-3 поколения пчел. Последнее важно  потому, что матка охотнее кладет яйца в ячейки такого сота и молодые личинки лучше видны на коричневатом фоне ячеек. Одну сторону рамки закрывают листом фанеры, картона или мелкой сетки, чтобы матка могла класть яйца только на другую сторону. В тот же изолятор сажают матку. При высокой плодовитости матка за сутки может отложить здесь не менее 1000 яиц. Через сутки рамку вынимают из изолятора, на ее место ставят другую такую же рамку и пересаживают на нее матку. Вынутую из изолятора засеянную яйцами рамку ставят в гнездо той же семьи на 2 суток для вывода личинок.

 

Прививка (грефаж) личинок в мисочки. Операцию прививки (пересадки) личинок из рабочих ячей в мисочки удобнее всего выполнять непосредственно на пасеке, в пасечном домике, где поддерживается температура не ниже 25° и высокая влажность. В тех случаях, когда приходится переносить рамки с личинками на значительное расстояние-с насеки в лабораторию и обратно, следует ставить их в ящик, в котором для поддержания влажности развешивают на стенках мокрые полотенца, а для поддержания температуры ставят бутылки с горячей водой. Стол, на котором осуществляется пересадка, должен быть хорошо освещен и удобен для работы; очень помогает подставка, удерживающая рамку с личинками в наклонном положении под углом в 45°. Наиболее удобно освещение, падающее сверху и сзади оператора. Следует избегать прямых солнечных лучей, так как они быстро подсушивают личинки.

Для пересадки личинок пользуются шпателем с изогнутой ручкой, которая пе закрывает личинку в момент захвата ее нижним концом шпателя. Этот конец имеет вид лопаточки и должен быть достаточно широк, чтобы захватить вместе с личинкой маленькую каплю молочка, и достаточно тонок, чтобы личинка легко соскальзывала с него. Для переноса грефажа мы использовали плоско очинённое куриное перо (рис. 30).

Перед началом работы острым ножом обрезают стенки ячеек, из которых предполагается брать личинки, на 3/4 их высоты; в обрезанной ячейке легче увидеть личинку и подхватить ее шпателем, не повреждая. Рекомендуется перед пересадкой класть в каждую мисочку немного молочка; это облегчает прием пересаженных личинок пчелами. Особенно важно применять этот способ для мисочек, используемых впервые. Необходимо, чтобы перенос личинок проводился быстро во избежание вредного для них подсыхания и охлаждения. По той же причине каждую рамку с 40-45 привитыми личинками следует немедленно перенести в семью-воспитательницу.маточник

Очень удобно делать прививку личинок в мисочки вдвоем: один работник раскладывает в мисочки капли молочка, другой переносит в них личинки.

 

Постановка рамок с привитыми личинками в семью-воспитательницу. Рамку с мисочками ставят в середину гнезда в верхнем корпусе семьи-воспитательницы между имеющимися там рамками и печатным расплодом. При наличии в верхнем корпусе большого числа молодых пчел-кормилиц они быстро принимают личинки в мисочках, кормят их молочком.

 

Изъятие рамок с маточниками из семей-воспитательниц.Специальные исследования показали, что наибольшее количество молочка в маточниках, построенных на принятых мисочках, бывает у личинок в возрасте 2,5-3 дней, т. е. через 2- 2,5 дня после прививки. По данным канадского специалиста М. Смита, взвешивание молочка, взятого из маточников разного возраста, показало, что средний вес в 2-дневных маточниках был 147 мг, в 3-дневных - 235 мг, в 4-дневных -182 мг.

М. Смит полагает, что разница эта обусловлена размером личинок и интенсивностью поедания ими корма: в двухдневных маточниках личинки еще малы и пчелы-кормилицы не дают им много корма, а в четырехдневных личинки уже настолько велики, что поедают корма больше, чем его приносят кормилицы.

Поэтому большинство пчеловодов, занимающихся получением молочка, вынимает рамки с маточниками из семей-воспитательниц в начале третьего дня после прививки личинок. Если предположить, что из предложенных семье-воспитательнице на одной рамке 45 мисочек будут приняты 75%, т. е. 33, и каждый маточник даст в среднем 230 мг, общий выход молочка с одной рамки будет около 7,5 г.

 

 

Сбор молочка из маточниковсобиратель и ложочка для сбора маточного молочка из маточников. Вынутые из семей-воспитательниц рамки с маточниками переносят в лабораторию и немедленно извлекают из них молочко. Задержка этой операции угрожает подсыханием молочка и даже изменением его свойств. Принесенные в лабораторию маточники обрезают острым тонким лезвием немного ниже поверхности "молочка, пинцетом вынимают личинки, а затем извлекают молочко.

При небольшом числе маточников для этого пользуются маленькой металлической ложечкой, размер которой соответствует величине и форме маточника. Для ускорения работы при наличии большого числа маточников применяют специальный собиратель. Он имеет вид широкой толстостенной стеклянной трубки диаметром около 2,5 см и длиной 15-20 см. Нижний конец трубки заткнут пробкой, через которую проходят две тонкие стеклянные трубочки. Одна из них соединена с наружным концом с вакуум-насосом и служит для выкачивания воздуха из собирателя; вторая служит для всасывания молочка в собиратель из маточников. Верхний конец собирателя закрыт пробкой, которая плотно прилегает к внутренним его стенкам, но может быть вдвинута внутрь собирателя иа любую глубину.

Пустив в ход насос, оператор вводит конец всасывающей трубочки собирателя в маточник и тщательно извлекает все молочко, затем быстро переходит к следующему маточнику и т. д. Таким образом молочко из многих маточников может быть собрано в один собиратель за очень короткое время. Емкость собирателя равна приблизительно 30-35 мл; это означает, что в него можно вместить молочко из 200-250 маточников. Вполне возможно, конечно, применять собиратели меньших размеров или использовать для этой цели стеклянные шприцы разной емкости.

Мы собирали маточное молочко стеклянной ложечкой или лопаточкой в приготовленный стерильный флакон из темного стекла, заполняя молочком и глюкозой до пробки, которую парафинировали.

 

 

Очистка молочка. Свежесобранное молочко немедленно подвергают очистке от посторонних примесей. Несмотря на то, что в семьях маточники всегда обращены отверстиями вниз, мелкие кусочки воска и небольшое количество пыльцы попадают в молочко; кроме того, в нем имеются обрывки слинявших покровов личинок.

Для очищения молочка от этих примесей его пропускают через мелкое нейлоновое сито. Для эгого вынимают нижнюю пробку собирателя и закрывают его нижний конец нейлоновой тканью, укрепляя ее на собирателе резиновым кольцом. После этого опускают нижний конец собирателя в сосуд, куда должно быть помещено очищенное молочко, а в задний конец его медленно вдвигают пробку и, действуя ею наподобие поршня, выдавливают молочко сквозь сито прямо в тот сосуд, который служит для хранения молочка.

 

 

Хранение молочка. Вопрос об условиях, которые обеспечивают хранение молочка без изменения его свойств, очень сложный и далеко еще не разрешен окончательно. Можно считать установленным, что свежее молочко является нестойким продуктом и легко изменяет внешний вид и свойства. Это подтверждается тем, что при искусственном обильном кормлении молодых личинок молочком, взятым из маточников, но хранившимся несколько дней пр,и комнатной температуре (18-20°), эти личинки развивались не в маток, а в рабочих пчел, т. е. молочко здесь уже не оказывало нормального влияния на процесс развития личинок. Следовательно, хранение при комнатной температуре в короткое время изменяет характерные биологические свойства молочка.

Аналогично были проведены опыты хранения свежего молочка в холодильнике при температуре от +2 до +5°. При кормлении личинок молочком, хранившимся в этих условиях 1-4 недели, развивались пчелы с признаками промежуточными между пчелой и маткой; если же кормили личинок молочком, хранившимся в течение года, то развивались типичные рабочие пчелы. Следовательно, применявшиеся в опыте температуры холодильника не обеспечивают сохранения биологических свойств молочка.

Специальное изучение молочка показало, что при хранении в условиях комнатной температуры и соприкосновения с воздухом белки молочка изменяют свой состав (денатурируются) и свойства через 20 часов. Некоторые исследователи полагают, что минусовая температура около т-2 -5° содействует сохранению свойств молочка до 6 месяцев, при температуре от -15° до -18° оно может храниться в течение года.

Некоторые исследователи предлагают хранить молочко, разбавляя его медом в 10-20-50 раз. Другие, ссылаясь на то, что ферменты, присутствующие в меде, могут изменять состав молочка, рекомендуют применять для этого мед, ферменты которого предварительно разрушены подогреванием.

Некоторые врачи применяют для лечебных целей молочко, законсервированное 40-45%-ным спиртом.

Зарубежные фирмы, изготавливающие препараты молочка для продажи, чаще всего применяют для консервации молочка высушивание под вакуумом (при сильно пониженном давлении и низкой температуре). Такая сушка сохраняет без изменения строение молекул, входящих в состав молочка, и, как предполагают, не изменяет его биологических свойств. В 1958 г. Научно-исследовательский институт пчеловодства выпустил сухой препарат маточного молочка, получивший название апилак; он также готовится путем сушки под высоким вакуумом и выпускается в виде таблеток и порошка.

Досих пор исследователи маточного молочка еще не разработали точного метода дли определения его биологической активности. Вследствие этого все данные о сохранении этой активности при разных способах хранения или консервирования пока остаются лишь относительно достоверными.

Шовеи в 1955 г. хранил молочко в холодильнике при 3° в течение 2 месяцев; в то время как Боек при +4-10° хранил молочко в течение 2 лет.

Хелыо (1955) утверждает, что маточное молочко следует хранить в темноте без контакта с воздухом, при 0 -{-5°. Его можно подвергать первой стадии лиофилизации и холодной сушке, но не обезвоживанию под вакуумом; полученная масса может быть растворена в водном спиртовом растворе, полученном путем сбраживания меда (крепость 13,5°).

По работе Гойо (1957) особую роль играет свежее молочко, когда возраст не превышает 2 часов. Молочко отличается нестойкостью; особенно меняется характер электрической проводимости свежего молочка в течение первых двух недель.

Молочко собирают в герметически закрытый сосуд.

При консервации при 0 -f-30° молочко стареет в течение 20 часов, затем наступает более длительный период старения, когда оно изменяется в зависимости от температуры в течение 400 часов, потом становится менее чувствительным к температурным изменениям.

В тех случаях, когда нет возможности подвергнуть свеже-полученное молочко сушке под вакуумом при пониженной температуре, рекомендуется хранить его в стерилизованной стек1лянной посуде (банках, пробирках и т. п.), заполняя ее молочком доверху так, чтобы под пробкой не оставалось воздуха. Немедленно после укладки молочка банки закутывают темной светонепроницаемой оболочкой и помещают в холодильник при температуре ниже нуля (-2-5°).

Маточное молочко после высушивания в вакууме теряет 50% своего веса, так что 1 г нативного молочка или 0,5 г высушенного содержат 20 доз. Нативное молочко смешивают с лактозой в отношении 1 :4 (по Брайнесу), а затем приступают к вакуумной сушке. Хранить полуфабрикат молочка, состоящий из 1 части молочка и 4 частей лактозы, надо в холодильнике.

Можно смешивать маточное молочко с глюкозой в отношении 1 :20. Такой смеситель не мешает проводить анализ на истинность молочка. В связи с длительным хранением рекомендуется проводить анализ на пригодность и доброкачественность молочка.

 

Повторные прививки личинок в маточники. Маточники, освобождающиеся от молочка, могут быть немедленно использованы для повторной прививки личинок. Рекомендуется делать это немедленно, пока в маточниках еще не подсохли остатки молочка. Такие повторно привитые маточники пчелы семьи-воспитательницы принимают очень охотно.

В зарубежных пчеловодных хозяйствах «молочного направления» с большим эффектом применяют систему непрерывного получения молочка. Она состоит в том, что семью-воспитательницу постоянно подсиливают зрелым расплодом и молодой пчелой из других семей, ежедневно ставят в нее по одной рамке с 40-45 привитыми мисочками. На третий день в семье будет три рамки, содержащие в общем 120-135 маточников, в тот же день первая поставленная рамка будет готова. Ее вынимают, освобождают от молочка ее маточники, снова прививают молодых личинок в ее обрезанные маточники и опять ставят в ту же семью. На четвертый день так же поступают со второй рамкой, на пятый день - с третьей и т. д. При таком порядке работы семья-воспитательница будет ежедневно давать около 7-7,5 г молочка.

Хорошая семья при постоянном подсиливании ее зрелым расплодом и подкормке может без ущерба для сбора меда продуцировать в течение 2-3 месяцев и даст за это время от 400 до 600 г молочка.

Для сокращения затрат времени возможно ставить в семью воспитательницу сразу три рамки с привитыми мисочками, через 3 дня вынимать их все сразу и прививать снова. Благодаря этому можно ежедневно посещать не все семьи-воспитательницы, а только третью часть их, это дает экономию времени и удешевляет себестоимость молочка.

Для практики получения маточного молочка большое значение имеет вопрос о календарных сроках этой работы. Большинство пчеловодов полагает, что большие количества молочка можно получать от каждой семьи только весной и в начале лета, когда семьи готовятся к роению и роятся. Именно в этот период инстинкт размножения побуждает пчел энергично строить маточники, поедать много белковой пищи (перги и пыльцы), продуцировать много молочка и кормить им маточных личинок.

Пчеловоды используют это естественное роевое стремление пчел, вырезают построенные маточники и собирают из них молочко. Взамен вырезанных маточников пчелы строят новые и снова принимаются выкармливать в них маточных личинок. Так повторяется несколько раз, пока не минует бурное «роевое настроение» пчелиных семей. В средних и северных областях европейской части нашей страны окончание роевой поры совпадает с началом массового летнего цветения растений, с началом обильного медосбора (который пчеловоды называют «главным взятком») с луговых трав, а затем с липы и других медоносов. Богатство нектара в природе пробуждает у пчел инстинкт собирания запасов меда; они перестают заниматься выкармливанием личинок и устремляют все силы на сбор нектара и переработку его в мед. В это время можно заставить семью строить маточники и выкармливать маточных личинок, только удалив матку из семьи. В безматочной семье через несколько часов приходят пчелы в беспокойство, а затем начинают строить свищевые маточники, расширяя и надстраивая для этого немногие пчелиные ячейки, в которых имеются молодые личинки. Безматочные семьи могут также выводить маток из личинок, подставленных им в искусственных мисочках.

В конце лета, когда сбор меда почти прекращается, пчелы перестают кормить матку молочком, она не кладет яиц, прекращается и выкармливание расплода. В это время, даже отняв матку от семьи, не удается побудить пчел строить свищевые маточники и выводить маток.

Однако при наличии теплой лётной погоды и при подкормке сахарным сиропом с дрожжами пчелиные семьи начинают строить маточники и воспитывать маток даже в осеннее время. Это доказано опытом, который был проведен нами совместно с пчеловодом А. Н. Замараевым на его пасеке в окрестностях г. Сочи в октябре - ноябре 1960 г. В течение этого времени в Сочи стояла теплая погода с дневной температурой около 15-20° и ночной - не ниже 7-10°. Для опыта были подобраны 4 семьи, равные по силе, породности, запасам корма и возрасту маток; 2 из них получали ежедневно по 0,5 л сиропа с дрожжами, 1-только сироп в том же количестве, 1 подкормки не получала. Опыт начался 18 октября и длился до 19/XI (табл. 10).

Данные таблицы убедительно говорят о большом положи-тельном влиянии сахарно-дрожжевой подкормки на строительство маточников и продукцию молочка в безматочных семьях в осенний период.

Подтверждение нашего опыта есть в работе Кайя, который показал, что при подкормке пчелиных семей витаминами В и С и молочными гидролизированными белками количество расплода увеличивается на 20-30%, а количество молочка в маточниках - в 2-2,5 раза.

Белково-витамииная подкормка стимулирует развитие глоточных желез и вдвое увеличивает выделение маточного молочка. Бек и Вивер показали, что примесь чистой пантотеновой кислоты в корме пчел усиливает развитие глоточных желез и увеличивает количество расплода.

Особое действие дрожжей па развитие глоточных желез можно объяснить наличием в них большого количества пантотеновой кислоты по сравнению с наличием ее в других продуктах (табл. 11).

Оставить свой отзыв - мнение или совет:


   

Книги отцов - опыт дедов  

   

Поиск по библиотеке:  

   

Все статьи данной книги:

  1. ПЧЕЛА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
  2. СТРОЕНИЕ ТЕЛА ПЧЕЛЫ
  3. ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ ПЧЕЛЫ
  4. КРОВООБРАЩЕНИЕ И ДЫХАНИЕ ПЧЕЛЫ
  5. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЧЕЛ
  6. НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ОРГАНЫ ЧУВСТВ
  7. ЖИЗНЬ ПЧЕЛИНОЙ СЕМЬИ
  8. ГНЕЗДО ПЧЕЛ
  9. РАБОТА ПЧЕЛ В СЕМЬЕ
  10. ОСНОВНЫЕ МЕДОНОСНЫЕ РАСТЕНИЯ
  11. ЖИЗНЬ ПЧЕЛ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА
  12. ЛЕЧЕНИЕ ПЧЕЛИНЫЙ ЯД
  13. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПЧЕЛИНОГО ЯДА
  14. О ДЕЙСТВИИ ПЧЕЛИНОГО ЯДА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
  15. ПРИМЕНЕНИЕ ПЧЕЛИНОГО ЯДА МЕТОДОМ ПЧЕЛОУЖАЛЕНИЙ
  16. ПРИМЕНЕНИЕ ПЧЕЛИНОГО ЯДА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ МЕТОДОМ ЭЛЕКТРОФОРЕЗА
  17. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ ПЧЕЛИНОГО ЯДА И ИХ ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА
  18. ИНОСТРАННЫЕ ПРЕПАРАТЫ ПЧЕЛИНОГО ЯДА
  19. ПРИМЕНЕНИЯ ПЧЕЛИНОГО ЯДА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ АРТЕРИАЛЬНЫХ СОСУДОВ КОНЕЧНОСТЕЙ
  20. ПРИМЕНЕНИЕ ПЧЕЛИНОГО ЯДА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СУСТАВОВ, ПОЗВОНОЧНИКА И ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
  21. ЛЕЧЕНИЕ ПЧЕЛИНЫМ ЯДОМ ХРОНИЧЕСКИХ ПОЛИАРТРИТОВ У ДЕТЕЙ
  22. ПРИМЕНЕНИЕ ПЧЕЛИНОГО ЯДА ПРИ ЛЕЧЕНИИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ, НЕВРИТА СЛУХОВОГО НЕРВА, ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ
  23. ПРИМЕНЕНИЕ ПЧЕЛИНОГО ЯДА И МЕДА ПРИ ЛЕЧЕНИИ ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
  24. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАТОЧНОГО МОЛОЧКА
  25. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ МАТОЧНОГО МОЛОЧКА
  26. АНАЛИЗ НА ИСТИННОСТЬ МОЛОЧКА
  27. О МАТОЧНОМ ВЕЩЕСТВЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИИ В ЖИЗНИ ПЧЕЛИНЫХ СЕМЕЙ
  28. БАКТЕРИЦИДНЫЕ СВОЙСТВА МАТОЧНОГО МОЛОЧКА
  29. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ МАТОЧНОГО МОЛОЧКА
  30. ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА МАТОЧНОГО МОЛОЧКА
  31. ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕПАРАТА ПЧЕЛИНОГО МАТОЧНОГО МОЛОЧКА (АПИЛАКА) В КЛИНИКЕ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА 2-ГО МГМИ ИМЕНИ Н. И. ПИРОГОВА
  32. ПРИМЕНЕНИЕ МАТОЧНОГО МОЛОЧКА ЗА РУБЕЖОМ
  33. СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ МАТОЧНОГО МОЛОЧКА И ЕГО ПРЕПАРАТЫ
  34. СХЕМЫ СПОСОБОВ ПОЛУЧЕНИЯ МАТОЧНОГО МОЛОЧКА
  35. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО МАТОЧНОГО МОЛОЧКА
  36. МЕД ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ
  37. СОРТА ПЧЕЛИНОГО МЕДА
  38. МЕД КАК ПРОДУКТ ПИТАНИЯ
  39. БАКТЕРИЦИДНЫЕ СВОЙСТВА МЕДА
  40. ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА МЕДА
  41. ФАЛЬСИФИКАЦИИ МЕДА И СПОСОБЫ ИХ РАСПОЗНАВАНИЯ
  42. ПЧЕЛИНЫЙ ВОСК
  43. ХИМИЧЕСКИЕ И ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПЧЕЛИНОГО ВОСКА
  44. ПОЛУЧЕНИЕ ЧИСТОГО ВОСКА
  45. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ВОСКА
  46. ПРИМЕНЕНИЕ ПЧЕЛИНОГО ВОСКА В МЕДИЦИНЕ
  47. ПЫЛЬЦА И ПЕРГА ХИМИЧЕСКИЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ
  48. СБОР И ХРАНЕНИЕ ПЫЛЬЦЫ И ПЕРГИ
  49. КЛИНИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ ПЫЛЬЦЫ И ПЕРГИ
  50. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОПОЛИСА
  51. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СБОР ПРОПОЛИСА
  52. АНТИМИКРОБНЫЕ СВОЙСТВА ПРОПОЛИСА
  53. ЛЕЧЕБНЫЕ ПРЕПАРАТЫ ИЗ ПРОПОЛИСА
  54. ДЕЙСТВИЕ ПРОПОЛИСА НА ОРГАНИЗМ ЖИВОТНОГО
  55. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОПОЛИСА В ВЕТЕРИНАРИИ
  56. ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕПАРАТОВ ПРОПОЛИСА В МЕДИЦИНЕ
  57. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ АПИТЕРАПИИ (ЛЕЧЕНИЕ ПЧЕЛИНЫМ ЯДОМ) ПУТЕМ ПЧЕЛОУЖАЛЕНИЙ
  58. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРЕПАРАТА «АПИЛАК»
  59. ЛИТЕРАТУРА ПЧЕЛА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
   
© • Paseka.pp.ru 2010 - 2016 • Энциклопедия пчеловодства - Библиотека пчеловода - книги отцов - опыт дедов • [email protected]